Стивен Сиро Вэй (Steven Siro Vai) родился 6 июня в 1960 году в Лонг Айленде. Сказать, что Стив Вэй с детских лет увлекался музыкой, значит не сказать ничего: он просто был одержим ею. И этому в немалой степени способствовали увлечения родителей, в фонотеке которых хранились диски Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и «Led Zeppelin».
Увлечения Стива музыкой вылились в создание семейной группы, куда, кроме Стива, входила его старшая сестра Лилиан. Исполняя сочинения Стива (первая песня называлась «Hot Chocolate»), они «зажигали не по-детски».
Первым же серьезным коллективом стала школьная группа «The Ohio Express», где Стив вначале подвизался как клавишник. Но однажды увидев настоящую «хиповую и классную» гитару, он сразу же влюбился в нее, решив стать самым знаменитым гитаристом мира. На следующий день он за 5 долларов приобрел старенькую гитару.
Первым учителем Стива был прославленный гитарист Джо Сатриани, который был всего на несколько лет старше Вэя (в списке культового журнала Guitar World «Сто гитаристов, изменивших мир» Сатриани занимает 63 место).
Под влиянием Сатриани Стив Вэй рано понял, что простое копирование приемов игры кумиров не сулит никакого развития. Именно стремление выработать свой собственный неповторимый стиль и стало основной целью молодого музыканта.
Окончив школу, Стив Вэй расстается со своим гуру и отправляется в музыкальный колледж Беркли в Бостоне, где возглавляет группу «Morning Thunder» и продолжает совершенствовать свое мастерство. В процессе обучения он разбирает музыкальные партии, исполненные ведущими гитаристами мира, среди которых – композиции его кумира Фрэнка Заппы.
Записав собственную аранжировку одной из композиций Заппы («Black Page»), Стив Вэй направил ее автору. Пораженный мастерством восемнадцатилетнего гитариста, Заппа приглашает его в свою группу. О четырех годах, проведенных в компании Заппы (с 1980 по 1984), Стив Вэй вспоминает как о «чумовом времени» – времени музыки и свободы, а само знакомство с прославленным музыкантом считает одним из главных везений в своей жизни.
В 1984 году Стив Вэй расстается с Запой, чтобы начать сольную карьеру, и даже выпускает два сольных альбома – «Flex-Able» и «Flex-Able Leftovers». (Кстати, первой сольной пластинкой «Flex-Able», вышедшей в 1984 году, Стив обязан отчасти именно своему кумиру – Заппа безвозмездно предоставил ему необходимое студийное оборудование.) А уже через год он гастролирует в качестве гитариста с группой Alcatrazz, записывает один лонгплей, после чего по просьбе друга Билли Шихана уходит к Дэвиду Ли Роту.
Работа с Дэвидом Ли Ротом (вместе они записали 2 альбома) сделала Стива Вэя знаменитым. После выхода в свет мультиплатинового «Eat’em & Smile» его фото стали появляться на обложках журналов, а самого Стива пригласили сниматься в фильме «Перекрестки» («Crossroads», реж. Уолтер Хилл, 1986 г.), где он сыграл роль гитариста, продавшего душу дьяволу за право быть лучшим.
В том же году Стив получил предложения от нескольких фирм, производящих гитары, предложили ему стать эндорсером их продукции (эндорсер – это музыкант, играющий только на оборудовании одной компании). Но только японской фирме «Ibanez» удалось создать гитару, полностью отвечающую потребностям Стива Вэя (24-ладовый гриф, больший вырез нижней выемки на корпусе, усовершенствованный рычаг тремоло и ручка в корпусе). Стив Вэй не только стал эндорсером «Ibanez», но и заключил с ними контракт на выпуск серии гитар – «Jem 777». Выпущенные в количестве 777 штук и украшенные собственноручным автографом Стива Вэя, эти гитары сейчас являются коллекционной редкостью.
Параллельно с работой в группе Whitesnake (совместный выпуск 1 альбома), Стив Вэй выпускает свой третий сольник – «Passion & Warfare» (1990 г.), который занял 18 место американского Billboard’a, был номинирован на «Грэмми» и принес своему создателю всемирную славу. Правда, награда Стиву тогда не досталась, зато досталась в следующем году за дуэт «Sofa», исполненный совместно с Фрэнком Запой.
Вскоре после этого Вэй разрабатывает еще одну гитару – семиструнную «Universe 7-String», за производство которой берется все та же «Ibanez». Эти гитары получили признание в середине 1990-х гг. (группы «Korn», «Limp Bizkit»).
Следующие два года жизни Стив Вэй посвятил продюсерской деятельности. Он создал собственную группу с нехитрым названием «Vai». Результатом творчества группы стал альбом «Sex & Religion» (1993 г.). Он был очень неоднозначно воспринят и поклонниками и музыкальными критиками, и Стив распустил «банду» и вплотную занялся сольной карьерой.
Выпущенный уже через год альбом «Alien Love Secrets» (1995 г.) показал, что Стив оказался прав: альбом был воспринят на ура и разошелся огромными тиражами. За ним последовала полноценная пластинка «Fire Garden» (1996 г.), где Стив Вэй впервые выступил в качестве вокалиста, обнаружив неплохие данные.
Новое тысячелетие ознаменовалось выпуском целой обоймы дисков, среди которых сборник баллад «The 7th Song» (2000 г.) и альбом «Alive In An Ultra World» (в 2001 г.), содержащий музыкальные мелодии тех стран, где Стив Вэй был на гастролях (композиция «Whispering A Prayer» в 2002 г. была номинирована на премию «Грэмми»).
С 1997 года Стив принимает участие в широкомасштабном амбициозном проекте «Трех гитар» («G3»). В состав этого супертрио, кроме Стива Вэя, входят Джо Сатриани и третий знаменитый гитарист (им в разное время были Ингви Мальмстин, Роберт Фрипп, Джон Петруччи и другие знаменитости). Трио до сих пор периодически гастролирует по миру с концертами и мастер-классами.
Один из последних полугодовых туров трио был связан с выходом новой студийной работы Стива Вэя – диском «Real Illusions: Reflections», который увидел свет в 2005 году. К этому же событию компания «Ibanez» выпустила юбилейные медиаторы, а также трехгрифовую гитару.
По словам самого Стива, выход на сцену с трехгрифовой гитарой был «эффектным трюком», который позволил ему не только удивить поклонников, но и не затеряться на фоне такого «монструозного чувака», как Ингви Мальмстин. Но думается, что Стив здесь немного слукавил...
Кроме гастролей, мастер-классов, работы над альбомами, Стив Вэй возглавляет собственный инди-лейбл «Favored Nations» и... разводит пчел. А что? Великим позволено многое!