Стиву Ваю (Steve Vai) не сидится без работы. Он - в постоянном движении: гастролирует в составе гитарного супер-трио G3, куда помимо самого Вая входит его учитель Джо Сатриани (Joe Satriani), а третий «G» - величина переменная в диапазоне от Роберта Фриппа (Robert Fripp) до Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen), мотается по миру с мастер-классами, руководит собственным лэйблом Favored Nations и продвигает гитаризм в массы. Промо-кампания свежего вайевского сольника «Real Illusions: Reflections» продумана до мелочей - от масштабного турне, расписанного на полгода вперед, до выпуска юбилейный медиаторов. Подробности - в интервью с маэстро.
- Мистер Вай! Во-первых, здравствуйте! Во-вторых, начнем с ретроспективного вопроса. Как повлиял на вас Фрэнк Заппа (Frank Zappa)? Как сотрудничество с ним отразилось на вашей дальнейшей карьере?
- Привет! Если помните, работать с Заппой я начал, когда мне было всего 18 лет, а в его группу я попал, едва стукнуло 20. Мне очень круто повезло! ОЧЕНЬ КРУТО! И я благодарен судьбе за предоставленный шанс. Фрэнк был настоящим новатором, предвосхитившим ряд музыкальных событий, и неординарной личностью. И это не пустые слова - типа дань памяти усопшему и все такое прочее. Ему пришлось пойти на многое, чтобы донести до слушателя свою музыку. Фрэнк был и остается во многом примером для меня. И, кроме того, я благодарен Фрэнку за помощь! Для записи моей первой пластинки он позволил безвозмездно попользоваться всем необходимым студийным оборудованием.
- Ныне в G3 вы играете со своим первым учителем гитары Джо Сатриани. Каков ваш личный интерес в проекте? Из серии, ученик «убирает» учителя?
- Я никогда не ставил своей целью «убрать» Джо Сатриани! С тех, как пошел на первое занятие к Джо (а мне тогда было всего 13 лет), я отношусь к нему с громадным уважением. Этот человек живет музыкой 24 часа в сутки. Его уроки многое значат для меня. Мой совет: если хотите стать лучшим в своем деле, в первую очередь, научитесь уважать своего учителя. Игра с другими музыкантами - она всегда приносит удовольствие, но с Джо - это нечто особенное. Он помнит меня еще 13-летним, совсем зеленым пацаненком, который только делал первые шаги в музыке. Когда мы выступаем вместе, то стараемся передать друг другу лучшее из того, что было приобретено за эти годы.
- Ваши гитарные герои?
- Их имена у всех на слуху - Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Брайан Мэй (Brian May), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), Карлос Сантана (Carlos Santana), Стив Хау (Steve Howe)... Список возглавляет Джимми Пейдж (Jimi Page).
- Своих кумиров мы снимали «в ноль» или с самого начала искали собственное, оригинальное звучание?
- Прежде всего, я пытался воспроизвести песню целиком - «от и до». Знал практически всего Джеффа Бека (Jeff Beck). Да, играл близко к оригиналу, но по-своему. Для исполнителя, в первую очередь, важна индивидуальность. Каждый должен это понимать! Если есть столько классных парней, которые звучат оригинально, то и ты должен к этому стремиться! Снимать «в ноль» неинтересно. Если смысл сказанного дойдет до гитаристов, которые сейчас читают это интервью, свою скромную миссию считаю выполненной.
- Расскажите о своей нынешней группе. Что за люди?
- Состав первоклассный! Лучшие музыканты, с которыми мне когда-либо приходилось играть! На басу - Билли Шихэн (Billy Shihan, EX-«Mr. Big»), с которым мы дружим со времен работы у Дэйвида Ли Рота (David Lee Roth). На гитаре и клавишных - Тони МакАлпайн (Tony MacAlpine). Кто еще? Барабанщик - Джереми Кольсон (Jeremy Colson). C ним я впервые в жизни вышел на сцену.
- А МакАлпайна где нашли?
- Слышал, что Тони - клавишник, а мне как раз был нужен клавишник и гитарист в одном лице. Тони оказался как нельзя кстати. Он - артист феноменальный, чтобы заинтересовать его, пришлось порядком раскошелиться (смеется).
- Вы переиграли со многими - с Заппой и Ротом, в Alcatrazz и Whitesnake. Игра в качестве приглашенного музыканта и соло-работа как-то отличается по своей сути?
- Когда приглашают в уже сложившуюся группу, - будь то аккомпанирующий состав Заппы или «Whitesnake» - необходимо руководствоваться уже заранее заданными параметрами. Тебе дают ряд установок - и ты стараешься максимально точно им соответствовать. С поставленными передо мной задачами я справился. По крайней мере, недовольных не было (смеется). Когда занимаешься собственной музыкой, ты - сам себе хозяин. Делаешь только то, что считаешь нужным и целиком контролируешь ситуацию. Свобода полная! Как думаете, что мне больше нравится (смеется)?
- На гастролях постоянно что-то случается. Стив, не могли бы вы поделиться историями из своей гастрольной практики?
- С удовольствием! По время работы у Дэйвида Ли Рота мы чудили по-взрослому. Под ротовскую группу сопровождения арендовались целые этажи гостиниц, где народ зажигал до последнего. Одна из фанаток как-то набралась до такого состояния, что могла передвигаться исключительно на четвереньках...
- Сорри, Стив, эту историю не пропустят...
- Или вот еще... Из свежего. Во время нашего первого шоу в рамках турне G3 на трехгрифовой гитаре рвется крепеж ремня. Представляете: прямо посередине вещи! Инструмент весит 50 фунтов (что-то около 19 кг). Пришлось сделать упор на ногу. Но нога быстро затекла. Песню доигрывал уже сидя. Наиграл, конечно. Сами понимаете (смеется)!
- Кстати, о трехгрифовой гитаре. Что за аппарат?
- Мега-эксклюзивный кастом (смеется)! Средний, основной, гриф - стандартная шестиструнка. Нижний - безладовая шестиструнка, верхний - двенадцатиструнный. Нужно было придумать нечто такое «спэшл», чтобы удивить публику, потому что, когда играешь в одном программе с таким монструозным чуваком, как Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), легко потеряться на его фоне. Чем можно удивить поклонников? «Состязанием роботов-гитаристов»? Маловероятно. Тогда и появилась задумка с «тройной» гитарой. Очень зрелищно, на мой взгляд.
- Как вы вышли на Ингви Мальмстина?
- Для очередного тура надо было найти третьего «G3». Джо проделал колоссальную работу, рассмотрев порядка тысячи предложений. Вдруг вспомнили об Ингви. Мы и ранее думали его пригласить, но все как-то не получалось. В этот раз Ингви принял наше предложение. С его приходом концертная энергетика резко возросла. Ингви всегда выкладывался на все сто.
- А что он за человек?
- Я знаю его уже более 20 лет, всегда нравилось то, чем он занимается. Первоначально ни я, ни Джо не знали, как Ингви отнесется к нашему предложению. Затея с самого начала была авантюрной, но Ингви с легкостью согласился. Преклоняю колени перед его артистизмом и преданностью гитаризму. Ему плевать на моду, и он готов дать прикурить в любой момент. Не человек - глыба! Для Ингви существует только музыка. На гастролях он практически не расставался с гитарой. Гастроли укрепили наши взаимные симпатии, мы стали настоящими друзьями.
- Как готовитесь к концертам? Мандражируете?
- Вовсе нет. Тут дело привычки. В своей жизни я отыграл столько концертов, что мандражировать как-то несерьезно. В дороге обычно не высыпаешься. Бывает полезно вздремнуть часок перед шоу. С учетом ритма жизни, в котором я живу, этого обычно достаточно. Не люблю, когда до концерта меня беспокоят. Иду за кулисы, проверяю готовность оборудования и гитар, играю гаммы и разминочные упражнения. Час - не больше, потому что, когда переигрываешь, на концерте пальцы становятся совсем как неродные. Еще слушаю музыку, импровизирую. Собираюсь с мыслями, принимаю душ, делаю легкую гимнастику. Прямо перед выходом мы всей группой молимся. Это устоявшийся ритуал. Для него существует даже специально разработанная молитва (смеется). Выход на сцену. Вот он момент истины! Каждый раз по-разному. А в целом, ничего особенного - работа, как работа (смеется)!
- Какая основная мысль объединяет композиции, отобранные для «Real Illusions: Reflections»?
- «Real Illusions: Reflections» - многоуровневый мюзикл, повествующий об открытиях, которые ждут умалишенного в реальном мире. Я понятно выражаюсь (смеется)?
- Если можно, вкратце о «тактико-технических» характеристиках каждого трэка. ОК?
- ОК. «Building The Church» - научно-фантастический инструментал с развернутым сюжетом и главным действующим лицом по имени Помпош (его вы встретите и на последующих трэках). Мне нравится энергетика композиции. Вещь очень «визуальная». Возможности тяжелой гитары представлены во всей красе. «Dying For Your Love» родилась из заготовки, которую я наигрывал на клавишных под «станционарные» ритм-забивки. Под настроение необходимо было подобрать правильные мелодию и аккорды. На написание текста ушло три дня. Песня спета от имени Помпоша. Там говорится о его прошлом и настоящем. По-моему, лучшая вещь, из когда-либо мной написанных. Основной рифф для «Glorius» я выбрал из более чем трех тысяч черновых заготовок, которые имеются у меня в загашнике «на черный день». «Мяуобразная» мелодия куплета записывалась на безладовой гитаре. «K'm-Pee-Du-Wee» - рок-традишнл трио в духе «Die To Live», «Frank», «Natural Born Boy», «Viv Woman» и пр. Заглавный рифф ждал своего часа еще со времен «Fire Garden». Внимание: появляется еще один персонаж - Ева. Если немного напрячь воображение, в «K'm-Pee-Du-Wee» вы услышите слова, хотя это инструментал, и никаких слов там в помине нет. «Firewall». Первоначально планировалось, что за Еву будет петь приглашенная вокалистка, но в самый последний момент я переделал текст и сам исполнил вокальную партию. Для полноты саунда голос во вступлении продублирован на 17 дорожках. «Freak Show Excess». Мне очень нравится народная музыка. Болгарская, в частности. Очень необычно для западного уха - нечетные размеры и необычные гармонии. «Freak Show Excess» - именно в таком ключе. Название композиции подсказал журналист, который посетил один из моих концертов. В заголовок статьи было вынесено «Freak Show Excess» (что-то вроде «Фрики разгулялись»). За воспроизведение гитарной партии «в ноль» полагается олимпийское «золото» (смеется)! «Lotus Feet» была записана при поддержке «Metropole Orchestra». Лирика в чистом виде. «Yai Yai». Ее появлению в немалой степени способствовала компания «Eventide Electronics». Кажется, им принадлежит патент на устройство под названием «гармонайзер». По моим спецификациям они разработали «линейку» «H3000». «Yai Yai» - вещица забавная. Несмотря на внешнюю простоту, в ней есть какое-то свое очарование. Далее... В процессе записи «Midway Creatures» использовалась сложная система коммутации и эффектов. Конечная цель оправдана: мелодическая линия имитирует голоса пришельцев. С «I`m Your Secret» вышла интересная история. За неделю до Рождества и Нового Года я обычно перебираю свои черновики и систематизирую архивы. Собралось около сорока DAT-кассет, каждая - по два часа. На одной из них обнаружил мелодию, которая легла в основу. Самое интересное: мелодия 30-летней давности! И, наконец, «Under It All». Вещь проходила под рабочим названием «The Boogie Man». Она была написана для G3, но времени до релиза оказалось в обрез и довести ее до ума не получилось. Впоследствии структура композиции коренным образом преобразилась. А название и общее направление подсказали фаны, к которым я обратился за советом через свой официальный сайт Vai.Com. Я написал несколько ролевых скетчей и пригласил друзей в студию, чтобы те начитали текст. Их голоса вы услышите на записи.
- Как поживает ваш лэйбл Favored Nations?
- Нормально поживает! Выходит много классной музыки. Недавно выпустили новую пластинку Эрика Сардинаса (Eric Sardinas) «Black Pearls». Замечательная работа! Готовится к выходу концертник Аллана Холдсуорта (Allan Holdsworth). Аллан - блестящий музыкант и самый настоящий фрик. Видимо, в следующем году запустим банду Dillingers, исполняющую инструментальный панк-серф. Готовится к выпуску Мими Фокс (Mimi Fox). Девушка из Сан-Франциско, великолепно играет джаз. Очень классный диск Вернона Рейда (Vernon Reid) вышел в апреле... Работаем, в общем (смеется).
- Есть ли среди ваших подопечных явные фавориты?
- Сложно сказать. Все парни, которых выпускает Favored Nations, по-своему хороши. Из молодых стоит выделить Джонни Эй (Johny A) и Эрика Сардинаса. А так, увы, за последние год-полтора ни одного нового имени назвать не могу.
- По работе вам приходиться слушать много разной музыки. А для души?
- Для души слушаю Тома Уэйтса (Tom Waits). Из рока последнее, что купил, - «Elephant» White Stripes. Слушаю их постоянно. Местами они не попадают, но в этом и весь кайф. Тома Уэйтса слушаю, чтобы расслабиться. Не понимал его, но потом очень сильно зацепило. Главное ведь в музыке - душа. Взять, к примеру, «Петрушку» Стравинского. Это ж охренеть можно какая вещь! Музыка, написанная от души (вне зависимости от формы и «упаковки») обязательно найдет своего слушателя! Такова моя принципиальная позиция. Мою музыку простой не назовешь, но это и не «куплет-припев», чтобы «все, как у людей». Однако, несмотря на некоторую «неудобоваримость», считаю свою музыку в достаточной степени «слушатебельной».