Джо Сатриани можно без излишних колебаний называть легендарным гитаристом. Он явил миру "шред с человеческим лицом", то есть расширил аудиторию гитарной инструментальной музыки за узкий круг музыкантов. Он по-прежнему остается востребованным в мире "большого" шоу-бизнеса, несмотря на то, что в музыке сегодняшнего дня гитарное соло - откровенный вызов моде. Кроме того, помимо личных достижений, Джо Сатриани как артиста, впечатляют его успехи в качестве преподавателя гитары: Кирк Хэммет, Лэрри Лалоунд, Алекс Сколник и Стив Вай с гордостью называют себя его учениками. Неудивительно, что в глазах гитаристов, Джо Сатриани - безусловный гуру. А в сочетании со сложившимся у Сатриани имиджем человека "не от мира сего", "инопланетянина", это придает артисту почти мистический ореол.
Поэтому совершенно неудивительно, что мастер-класс Джо Сатриани в Москве успешно состоялся практически без рекламы. Система оповещения, которую на Западе называют "word of mouth", заработала на полных оборотах сразу после появления первой официальной информации.
Культовый статус артиста дал организаторам мероприятия, компании A&T Trade, возможность сконцентрироваться на собственно организации, не беспокоясь об обеспечении явки. В условиях цейтнота это было на руку.
"Визит Джо Сатриани", - рассказывает директор по маркетингу компании A&T Trade Юрий Щагин, - "Был плановым и спонтанным одновременно. Желание организовать мастер-класс Сатриани возникло у нас давно. Два года назад из мечты оно превратилось в цель, к которой мы начали упорно продвигаться. Первоочередной задачей было убедить Hoshino Gakki Group, владельцев торговой марки Ibanez, в актуальности проведения этого мероприятия в России".
Задача была успешно выполнена. "Рост популярности гитар Ibanez во всем мире просто феноменальный", - говорит менеджер гитарного направления A&T Trade Сергей Тынку, - "А в России он значительно опередил даже самые смелые прогнозы. Поэтому внимание к России со стороны Ibanez очень велико. Лично убедившись во время визита в Москву в картине, которую отражает статистика, представители компании пообещали нам всяческое содействие".
Не менее важным было убедить самого Сатриани, который до визита в Москву провел всего один мастер-класс за всю свою карьеру. "Во время поездки на зимнюю выставку NAMM 2004 мне представилась возможность лично познакомиться с Джо и его менеджером", - продолжает свой рассказ Юрий Щагин, - "Во время беседы я, разумеется, задал ему вопрос, не желает ли он приехать в Россию. К моей радости, Сатриани, с энтузиазмом ответил, что при первой же возможности, приедет".
Возможность представилась достаточно скоро, в конце февраля, менеджмент Сатриани сообщил, что у музыканта есть два-три свободных дня перед выставкой Music Messe. Сатриани мог бы потратить их на отдых перед достаточно напряженной работой на выставке, но, памятуя о данном обещании, решил посвятить это время поездке в Москву. На организацию мастер-класса оставалось всего три недели. И за эти три недели в спешном порядке была проделана огромная работа по согласованию всех вопросов и подготовке программы пребывания маэстро в Москве.
Первое появление Джо Сатриани на публике состоялось во время проведенной в московском салоне "МузТорг" автограф-сессии. К 10 часам утра у входа в салон собралась очередь поклонников музыканта, держащих в руках заветные объекты для подписи - гитары Ibanez, диски, постеры. Поскольку в силу контрактов Сатриани может подписывать только легальную продукцию, весь его бэк-каталог, к немалому удивлению продавцов, был раскуплен в московских музыкальных магазинах в считанные дни. Впрочем, даже не имевшие "спецобъектов" для автографов не остались обделенными, поскольку организаторы приготовили специальные мини-постеры для подписи. Кроме того, каждый из пришедших был сфотографирован с Джо, чтобы в последствии по желанию получить свое фото со звездой в цифровом виде. Сам Сатриани, сидевший на фоне стены гитар Ibanez, за все два часа автограф-сессии не проявил ни толики усталости и проявлял искреннее дружелюбие ко всем поклонникам.
Поставив последний автограф маэстро удалился отвечать на вопросы прессы, а большая часть поклонников направила свои стопы в Центральный Дом Литератора, где и должен был состояться мастер-класс. В том, насколько велико было желание отечественных гитаристов лицезреть игру Сатриани воочию, свидетельствовал забавный эпизод. Несколько весьма субтильного телосложения подростков с "музыкальными руками", которым не повезло с билетами, на полном серьезе предлагали сотрудникам прокатного агенства "Живой Звук" помощь в транспортировке огромных кофров с сабвуферами по лестницам ЦДД. Лишь бы только попасть в зал.
В 16.00 счастливые обладатели билетов стали занимать места. На лицах всех зрителей, от подростков, до сидящих в VIP зоне на первом ряду Виктора Зинчука и Дмитрия Четвергова вопрос "Что же нам скажет Сам?".
Появившийся после краткого вступительного слова Сергея Тынку Сатриани, моментально снял напряжение с публики. Дружелюбное "Privet" - и зал радостно рукоплещет. Сатриани, уже на родном языке (само собой, через переводчика) сообщает залу, что, по его мнению, надо в первую очередь играть и совсем немного говорить. Это вызывает у зрителей бурный восторг, потому что прозвучит много композиций маэстро. Не успела утихнуть овация как с "минуса" зазвучал отсчет хэта и в зал полилась "Crush Of Love". Несмотря на то, что это игра под минус, в небольшом зале Сатриани экспрессивен как на стадионном концерте. "Crush Of Love" заканчивается мощным фидбеком, который маэстро играючи модулирует в нужную ноту, оказывающуюся вступлением к "Flying In A Blue Dream". В зале тихий восторг, переходящий в бурный, когда без паузы после одного из главнейших хитов Сатриани начинается другой - "Satch Boogie".
После "Satch Boogie", последовала первая краткая лекция (в дальнейшем Джо Сатриани придерживался той же схемы: за блоком из трех композиций, следовал рассказ маэстро о заложенных в них идеях). В полном соответствии со своей философией, музыкант не счел нужным комментировать технику. Технику, по его мнению, можно "высидеть", но без мышления от нее будет мало толка. А в мышлении - главное максимальная свобода, которую на собственном примере демонстрировал Стариани. Его гибридный стиль, в котором органично сочетается как старая школа рока, блюза и свинга, так и современная техника исполнения и мощный теоретический аппарат. Легко и непринужденно Джо объяснил, как при помощи теории тональной оси можно "порхать" вокруг тонального центра. И тут же продемонстрировал, как можно вообще забыть про его существование, свободно оперируя модальными ладами. А продемонстрировав, как перенос разрешения задержания в бас аккордов помогает освободить мелодию от этой функции, Джо в очередной раз доказал, что именно знание правил помогает их нарушать. А композиции маэстро были наглядным примером того, что вся эта премудрость позволяет создавать очень эмоциональную и живую музыку.
Публика со всей очевидностью прониклась идеями Сатриани, потому что во время завершавшем мастер-класс диалоге с публикой ответов, не прозвучало ни одного банального вопроса. А ответы музыканта подвели философский базис под его лекцией. В свое время Сатриани учился у одного из апологетов джаза, пианиста Ленни Тристано. Занятия сводились к тому, что Джо должен был петь партии самых различных музыкантов: Чарли Паркера и Веса Монтгомери, Джо Колтрейна и Тони Айомми - кого угодно. При малейшей ошибке урок завершался. Кроме развития слуха и музыкальной памяти, Сатриани вынес из этих занятий важнейшую мысль, с которой поделился с присутствующими: необходимо умение осознать всем своим существом, прожить, прочувствовать музыку других музыкантов. Только тогда можно чему-то от них научиться. И точно также всем своим существом надо играть на гитаре, пытаться что-то сказать при ее помощи слушателю. А техника и теория - дело необходимое, но наживное.
Завершился мастер-класс представлением российского "клуба Ibanez", благодаря которым, во многом и стала возможной организация мастер-класса Джо Сатринани это сотрудники A&T Trade и сети "МузТорг", лучший московский дилер A&T Trade Ян Кальский ("А-Мьюзик") и директор лучшего регионального представительства Вадим Вахтангович Копьев, представители России в международном списке "официальных музыкантов Ibanez" Виктор Зинчук и Дмитрий Четвергов.
Покидая Москву, Джо Сатриани сказал, что не ожидал встретить такой ажиотаж вокруг своего творчества и инструментов Ibanez, и что он непременно постарается еще раз вернуться в Россию, на этот раз с полномасштабными гастролями.