С 1960-х годов британский рокер Gary Moore переиграл весь спектр гитарной музыки от жестких аккордов Skid Row (не путать с группой 80-х) до свободного джема The Allman Brothers. Он начал свою карьеру на волне любви к Elvis, Beatles и всей сцены 60-х, но вскоре стал интересоваться любой музыкой, включая соул и фанк. Но, хотя Gary любит любую музыку, самую глубокую страсть он питает к блюзу.
На своем альбоме "Power of the Blues" Gary обратился к своему неиссякаемому источнику вдохновения – жизни, и выпустил свой самый неприлизанный альбом. На таких песнях, как “I Can’t Quit You, Baby”, “There’s a Hole” и заглавной композиции он продолжает демонстрировать свою способность смешивать блюз с роком и фанком. Ему пришлось пройти курс терапии из-за полученной травмы руки. А сейчас он нашел несколько минут, чтобы поговорить о группах с танцплощадок, о том, каково оно быть "самым быстрым в городе" и как искать вдохновение в самых необычных местах.
Что с Вашей рукой? Что случилось?
Я получил в прошлом году травму и пошел делать укол. В итоге из-за укола мне внесли инфекцию, и моя рука распухла. Пришлось пройти курс антибиотиков. Это весьма болезненно! Мне также потребовалась физиотерапия, потому что мою руку заклинило в одном положении. Я продолжаю ходить на терапию раз в неделю, но я ходил и по три раза. Я целыми неделями не мог играть.
Какая для Вас была разница между Skid Row и Thin Lizzy?
У групп был общий знаменатель в виде Phil Lynott, потому что он играл в обеих. Но это были очень разные группы. Skid Row играли больше свободные джемы, а в Thin Lizzy все было намного более упорядочено. Когда пришел, я почувствовал большую жесткость в аранжировках. В Skid Row мы играли больше в традиции Cream и Hendrix, а в Thin Lizzy музыка больше опиралась на поэтичность ирландской музыки, поэтому обе группы сильно различались.
Каково было играть в Skid Row всего в 16 лет?
Мне пришлось покинуть дом, я жил в 100 милях от Белфаста в собственной квартире. У меня была комната с красным светом. Это было замечательно, потому что, если меня вдруг осеняло среди ночи, я мог играть, сколько мне вздумается. В группе были некоторые люди, от которых я не был в восторге. Наш басист хотел, чтобы я был "самым быстрым парнем в городе" и всякая подобная хрень... А мне этого не хотелось, и чувствовал, что мной пытаются помыкать. Когда он со мной познакомился, он сказал, что группе требуется гитарист. Я спросил, играют ли они блюз. Он ответил, что они не играют блюз, и я ответил отказом, потому что мне это не было интересно. Но Phil заманил меня в группу, и у них были интересные аспекты. А когда Phil ушел... стало немного странновато. Хотя мы сыграли несколько удачных концертов.
Когда Вы начали учиться играть на гитаре?
Я начал в десять лет. У моего отца был танцевальный зал в Голливуде, и однажды он пришел с работы и спросил: "Не хотел бы ты научиться играть на гитаре?". У него был друг, который преподавал гитару, и этот парень показал мне аккорд Ля, три пальца друг под другом. С этого все и началось. У меня не было формального обучения, я просто слушал много записей, доводя этим окружающих до бешенства.
Что заставило вас научиться?
Мне просто нравился звук гитары. Танцевальный зал моего отца сыграл в этом большую роль. Он брал меня туда с пяти или шести лет. Там были ансамбли с большими духовыми секциями, и это были такие лысеющие музыканты в костюмах, но у них в группе были и гитары. Поэтому я очень рано познакомился с живой музыкой. Когда мне было пять, шесть или семь лет, я в школе думал только о гитарах. Поэтому, мне это было очень важно еще до того, как я начал учиться играть.
Кто оказал на Вас наибольшее влияние?
Когда я начинал, мое поколение знало только таких музыкантов, как Hank Marvin. А с него я переключился на George Harrison, потому что мне очень нравились The Beatles, а сразу после них начался британский блюз Jeff Beck, Clapton и Peter Green, а потом появился Hendrix, который просто пролил новый свет на гитару. Я как бы по кусочкам собирал свой стиль. Я уверен, что все влияния сами по себе проникали в мой стиль, я даже не знаю как. Мне также нравятся патриархи блюза Albert King, B.B. King, Albert Collins... Я действительно люблю всю музыку. Есть расхожая фраза, что существует всего два типа музыки – хорошая и плохая. Я с ней согласен. Есть много прекрасного, надо только иметь непредвзятое восприятие.
Слушаете ли Вы сейчас что-нибудь, что раньше не могли представить в своей коллекции?
Я слушаю любую музыку. Лет пять назад я переслушал много танцевальной музыки, кипевшей в Лондоне, просто потому, что мне было любопытно, почему в ней совсем нет гитары. Я попытался сделать танцевальный альбом с гитарой, и на собственной шкуре убедился, что гитара не вписывается в эту музыку! Но пытаться сделать это, было занятным! Мне нравится последний сингл Green Day, я даже купил альбом. Мне нравится рок, я до сих пор слушаю много рока - System of a Down, Rage Against the Machine... Мне очень нравится Tom Morello. Выходит столько всего замечательного. Мне очень нравятся Muse, они сейчас на подъеме. Они немножко "оперные", с классическим влияниям. Они звучат очень по-британски, но не стараются копировать кого-либо. Очень приятно слышать группу, которая придерживается своих корней. Это то, что мне нравилось в Thin Lizzy, в них всегда был ирландский дух. У них в группе был американец, шотландец и два ирландца и за всем этим всегда была кельтская фишка. Большинство музыки, которую я люблю, происходит от музыки, но если вы можете, вы должны идти собственным путем.
Поговорим об инструментах. Расскажите о своих Gibson.
А сколько у нас лишнего времени? (Смеется). Два самых главных это Les Paul 1959 года. Один принадлежал Peter Green, это очень знаменитая гитара, на которой он играл на многих своих записях. Например он записал с ней The Hard Road с John Mayall. Я впервые увидел его в 15 лет в Белфасте и мне снесло крышу. В итоге он позволил мне ее приобрести, после того, как покинул Fleetwood Mac. И у меня есть другой Les Paul, очень похожий на этот. Тот, что принадлежал Peter Green я использовал в Thin Lizzy и еще много где, а на втором я играл на Still Got the Blues, и потом. У каждого свой характерный звук. Тот, что принадлежал Peter Green более строптивый.
У меня есть моя именная модель (выпускавшаяся Gibson в 2001-2003) годах. Это отличная гитара, мой основной концертный инструмент. Она сочетает лучшее от старых и новых гитар. У нее звук старых инструментов и удобство новых. Она удобна в верхних позициях и хорошо звучит. Лучшее из обоих миров. Я использовал ее в туре и записывал концерты, звучит превосходно.
У меня есть ‘61 Les Paul SG, такой же, какой Eric Clapton использовал в Cream. У меня есть пара желтых Les Paul Junior, маленьких, с одним датчиком. Есть ‘55 Les Paul Jr.; мне его дал Steve Jones из Sex Pistols, но не спрашивайте меня, где он его раздобыл (смеется)! Он однажды принес его ко мне домой, и спросил, не хотел бы я его купить. Я так и поступил и его можно слышать на работах конца 70-х – "Victims of the Future" и тому подобном. У меня есть Double Cutaway Les Paul Jr. и Melody Maker, а также пара новых Double Cutaway Les Paul. Также имеется пять Gibson Explorer.
И какие из них любимые?
Если ставить вопрос так, то мои фавориты – это два ‘59 Les Paul. Они для меня много значат, потому что я прожил с ними большой отрезок своей жизни. Эти двое всегда на особом месте.
Зачем Вам понадобилось, чтобы нековый датчик на вашем именном Gibson имел обратную фазу?
Потому что точно так же сделано на моем "Peter Green" Les Paul, это сразу бросается в глаза. В том, как взаимодействуют звукосниматели, это единственная гитара с таким звуком. Я не знаю в чем именно дело, просто это что-то другое. Я слышал, как другие пытаются получить этот звук... это все равно не то.
Что Вам больше всего нравится в "Power of the Blues"?
То, что он записан по сути живьем в студии. Он очень честный. На этом альбоме я также использовал свой Gibson Explorer – белый, прямо с полки. Он стал одной из моих любимых концертных гитар. Мы записывали альбом втроем, даже без перегородок, просто играли вместе и таким образом записали альбом. Это было здорово, потому что очень немногие сегодня записываются так.
Почему вы решили записать большинство треков вживую?
Это из-за музыки, когда вы ее играете, лучше не копаться слишком долго. Это ее выхолостит. Мы хотели сделать блюзовый альбом с роковой жесткостью. Это было очень здорово, потому что мы все друг-друга подстегивали. На басу был Bob Daisley, я не работал с ним с 80-х. Кстати, он играл на басу Gibson, чтобы получить этот старый подгруженный звук. Поэтому Bob извлек на свет EB-3. Это было очень здорово, стараться сохранить искренность музыки не пытаться сделать ее слишком безупречной или прилизанной. Мы записали “I Can’t Quit You, Baby” за один дубль. Мы взяли и сыграли, даже не репетируя, просто вошли в студию и сыграли. Если у вас нет подходящих музыкантов, это может и не сработать, но в данном случае сработало. У нас были нужные люди, все было свежо и бодро. И все, что требовалось – "попасть" за пару дублей. Это было нашим правилом, только три дубля, а если не пошло, отложим, и идем дальше.
Что продолжает вдохновлять Вас музыкально?
Да все – мир, вселенная, люди, которых я встречаю. То, что я вижу, что я читаю в новостях. Это то, что действительно меня вдохновляет. Я всегда писал песни о том, что происходит в моей жизни или жизни других людей, только то, что на самом деле. А с музыкальной точки зрения, я стараюсь быть так же хорош, как те, на чьей музыке я вырос, развиваться в этом направлении. Ты всегда слышишь что-то новое отовсюду. Просто включаешь радио. Мой сын сейчас играет на гитаре, и он слушает много рока из Штатов - System of a Down и тому подобное. И я начинаю интересоваться всеми этими модными строями гитар и другими фишками. Можно учиться на любой музыке. Вдохновение приходит отовсюду.
Что ожидать от Вас в будущем?
Не имею понятия. Если честно, я просто следую за музыкой, вместо того, чтобы пытаться раскопать ее там, куда не хочу идти. Когда я сочинил "Still Got the Blues" в Германии, я был в туре "After the War" в 1989 году. Я обнаружил, что наедине с собой играю только блюз, и Bob сказал "Тебе надо записать блюзовый альбом". Так я и поступил. Это был для меня урок – просто следовать своим инстинктам. Я не имею ввиду коммерческую сторону, только музыкальную. Если ты следуешь за музыкой, она приведет тебя туда, где ты хочешь быть, вот во что я верю.